Проблемы и ограничения в планировании

Планирование может оказаться как вдохновляющим и захватывающим, так я утомительных а изматывающим занятием. Могут возникнуть серьезные разногласия, которые, однако, лучше выявить на ранних этапах, иначе они могут привести к отклонению уже готового плана или неблагоприятно сказаться на его реализации. Возможны объективные трудности, связанные с окружающей обстановкой и ограничениями. Типичными являются ограничения на использование финансовых и прочих ресурсов, а также недостаток времени, не позволяющий, например, провести необходимые консультации. Планирование почти всегда ограничено необходимостью соблюдения определенных сроков, будь то срок выпуска на рынок нового продукта, сроки поставок и т.п. В свою очередь. Ваши планы должны информировать исполнителей о сроках, в которые они должны выполнить свою часть работы. Ранее мы уже уподобляли планирование хождению по кругу. Действительно, такой процесс очень редко бывает линейным. Обычно это итерационный процесс, требующий многократного повторения одних и тех же этапов для уточнения и (при необходимости) изменения плана по мере прояснения ситуации, в силу чего Вам почти неизбежно придется регулярно оценивать сделанное и вносить коррективы.

Можно указать следующие общие причины возникновения проблем:  

1. Неясные цели

Имеется ли у Вас полная ясность относительно целей плана (в отличие от общих целей, достижения которых от Вас ожидает руководство). Достаточно ли Вы поработали, чтобы сформулировать цели, удовлетворяющие принципу SMART, т.е. являются ли Ваши цели конкретными, измеримыми, достижимыми, релевантными и согласованными по времени? Не допустили ли Вы ошибки в выборе общего направления, что случается слишком часто? Множество причин обусловливает важность достижения максимально возможной точности постановки целей. Только после того, как Вы точно определите, чего собираетесь достичь. Вы можете переходить ко второму и третьему этапам процесса планирования. Только сформулировав конкретные цели и количественные критерии их достижения. Вы сможете измерять результаты и оценивать работу исполнителей. Если Вы не знаете точно, куда Вы идете, то как же Вы узнаете, что прибыли на место?  

 

2. Дефицит информации 

Планирование включает в себя принятие целого ряда взаимосвязанных решений, а принять здравое решение, не обладая достоверной информацией невозможно. Одна из самых серьезных трудностей планирования связана с получением релевантной (подходящей, уместной) и точной информации именно тогда, когда мы в ней нуждаемся. Нередко необходимые сведения поступают с опозданием, что может неблагоприятно повлиять на планирование. Данные не всегда точны и поступают в удобной для обработки форме, и тогда приходится затрачивать много времени и сил, чтобы извлечь из них требуемую для планирования информацию. Точная, своевременная и релевантная информация - жизненно важная составляющая процесса планирования, но на практике дефицит информации часто испытывается на всех уровнях организации.

 

3. Изменение обстоятельств 

"Жизнь - это то, что происходит с Вами, пока Вы заняты планированием чего-то совершенно иного". (Джон Леннон).

Занимаясь планированием, мы можем принимать в расчет только те события, которые считаем наиболее вероятными. Однако жизнь имеет обыкновение не подчиняться самым лучшим нашим прогнозам. Поэтому даже краткосрочные планы нередко приходится корректировать. 

Долгосрочные планы еще в большей мере подвержены изменениям. Их приходится корректировать по мере изменения обстоятельств или поступления дополнительной информации. Поэтому долгосрочное планирование неизбежно является итерационным. Долгосрочные планы основываются на прогнозах и догадках, но никто не может точно предсказать, что случится, скажем, через 25 лет. 

 

4. Противоречие интересам людей или политике организации

Планирование, как и политика, - это "искусство возможного". Вы только тогда сможете преуспеть в реализации своего плана, когда он приемлем для людей, как тех, от которых зависит получение необходимых ресурсов, так и тех, которые будут выполнять этот план. Люди и политика должны возглавлять список факторов, которые Вам следует принимать во внимание во время планирования. Эти факторы способны разрушить самые разумные планы, и эффективный менеджер должен сознавать необходимость завоевывать не только умы, но и сердца людей.

Hosted by uCoz