Эволюция представлений о качестве

 

1. Инспекция качества

Этот подход основан на проверке и тестировании готовой продукции. Обычно это делает специальный инспектор по качеству. Готовые изделия либо принимаются и отправляются потребителям, либо бракуются. Забракованная продукция может быть объявлена "вторым сортом", возвращена на производство для доработки, или объявлена неисправимым браком и отправлена в утиль. Если такая инспекция проводится недостаточно систематически и не очень строго, то велика вероятность того, что потребитель получить некондиционные товары. Но даже и при всеобъемлющей инспекции есть шанс, что инспектор сам упустит что-то и подпишет на отгрузку некондиционный товар. При такой постановке дел обычно считается, что качество - это забота инспекторов, а не производственников. Может развиться отрицательное отношение к вопросам качества - не исключено, что рабочие будут скрывать отступления от норм качества, пытаясь перехитрить инспекторов. Здесь основной акцент делается на устранение последствий некачественной работы, а не на предупредительные мероприятия.

 

2. Контроль качества

Этот подход во многом основан на инспекции качества. Для повышения эффективности внедряются статистические методы контроля. Данные такого контроля используются для выявления причин дефектов и принятия корректирующих мер. Основное достижение этого подхода по сравнению с предыдущим - попытка управлять производством, его технологическим процессом. В организации разрабатываются руководства по качеству, в которых вплоть до мелких деталей расписывается, как следует вести производство, и устанавливаются основные характеристики всего производственного процесса. Некоторые элементы контроля здесь могут осуществлять сами работники. Основной акцент делается на выполнении технических условий при некотором приемлемом количестве дефектов. Здесь также существует проблема преимущественного реагирования на последствия, а не на причины некачественной работы и соответственного поиска виновных.

 

3. Обеспечение качества

При таком подходе пытаются от измерений и корректирующих действий пойти дальше к предотвращению самого появления проблем качества. Вводится всесторонняя система управления качеством с подробным изложением организации всех работ. Высокое качество входных материалов и изделий обеспечивается закупками только от поставщиков, которые реализовали у себя на производстве подобную систему качества. Кроме того, проводится выборочный приемный контроль поставляемых материалов и изделий. Контроль за ходом работ осуществляют сами исполнители. Для заблаговременного выяснения возможных проблем используют различные методы анализа и планирования с учетом требований по качеству (например, анализ характера отказов оборудования и их последствий для качества продукции) и предпринимают предупредительные меры. При этом нередко затрагивается и сама выпускаемая продукция и/или элементы технологического процесса - их приходится дорабатывать или изменять. Делается оценка на обеспечение качества, на основе которой дается обоснование предупредительных мер. Основные усилия при таком подходе направляются на причины проблем, связанных с качеством и на упреждающий поиск их решений.

 

4. Тотальное управление качеством

Тотальное управление качеством - это система взглядов, в которой качество считается важнейшим источником преимуществ в конкурентной борьбе.

В рамках такого подхода основной акцент переносится на изменение отношения персонала организации к качеству с тем, чтобы это понятие стало естественной составляющей системы ценностей каждого сотрудника. Ставиться цель изменить культуру организации так, чтобы каждый ее сотрудник заботился не просто об исполнении требований потребителя, а о том, как можно превзойти ожидания потребителя. При этом предполагается тесное взаимодействие и с поставщиками (по вопросам качества поставляемых материалов и изделий) и с потребителями, с тем чтобы лучше понять каким образом организация может лучше удовлетворять их потребности. Такое взаимодействие с потребителями затем становится основой для принятия решений об усовершенствовании методов работы, процесса производства, соответствующих систем управления и методов обеспечения качества. Таким образом, этот подход основан на задании показателей качества с точки зрения потребителя.

Для тотального управления качеством требуется значительное участие руководителей всех уровней и активное включение всех сотрудников в этот процесс, и их приверженность идеям качества. В свете вышесказанного для реализации этой систем  на практике необходимо:

      Постоянная забота о проблемах качества со стороны высшего руководства;

      Хорошие взаимоотношения между руководством и подчиненными;

      Слаженное взаимодействие и хорошие отношения между различными подразделениями организации;   

      Непрерывное обучение на всех уровнях организации;

      Хорошие взаимоотношения с поставщиками;

      Хорошие взаимоотношения с потребителями;

      Инициатива на исполнительском уровне и поддержка со стороны руководства.

Предполагается, что над качеством нужно работать стратегически, а это требует всеобщей, в масштабах всей организации, приверженности таким взглядам, причем приверженности долговременной.

Hosted by uCoz