Уровни планирования

1. Стратегическое планирование

Стратегическое планирование ориентировано на определение долгосрочных целей и направлений развития организации. Стратегическое планирование связано с определением следующих понятий:

Видение - представление о желаемом будущем организации.

Миссия  определяет позитивный смысл всей деятельности организации. Фактически это — заявление о намерениях организации, как бы подводящее философскую основу под ее дальнейшую деятельность.

Часто формулировка миссии организации содержит представления о желаемом будущем по трем основным параметрам:

1. положение на рынке (например, «стать одним из крупнейших в стране производителем какого-либо товара»,   «стать лидером в разработке таких-то новых технологий на московском рынке» и т.д.) 

2. отношение к потребителям (например, «построить свое взаимодействие с  нашими клиентами так, чтобы они стали приверженцами и «пропагандистами»  наших товаров и услуг»)   

3. отношение к собственному персоналу и климат организации (например, « стать не просто источником стабильных  доходов для сотрудников, но и действительно коллективом единомышленников, работающим над решением общих задач») 

Стратегические цели - чего организация пытается в рамках сформулированной миссии. 

Стратегия определяет то, как мы собираемся достигать намеченного. Каждая организация может иметь некоторый набор возможных стратегий, реализация которых способна устранить существующий разрыв между настоящим и желаемым будущим. На основе анализа всех  выработанных вариантов стратегий может быть выбрана одна из них для достижения стратегических целей организации.  

Стратегия - это нечто более общее и менее детализированное, нежели план. Стратегия определяет общий подход и направление действий для осуществления миссии организации.  Различия между целями, стратегиями и планами действий заключены частично в подробностях описания, а частично в широте рассмотрения. Стратегии лучше всего характеризовать "как выбранные направления действий", в рамках которых составляются и оцениваются планы действий. Если цель - это конечное состояние деятельности, к которому устремляется организация, то стратегия - это путь его достижения. Тогда план действий — это совокупность способов осуществления стратегий. Стратегическое планирование как бы задает рамки, внутри которых можно проводить бизнес-планирование и более детальное оперативное планирование.

 

2. Бизнес-планирование

Ключевым элементом бизнес-плана является прогноз доходов и затрат на ближайшие год, два, три или более. По существу это документ, показывающий, как намерения и обязательства согласуются с ресурсами. Бизнес-план определяет, что предлагается сделать, сколько денег для этого потребуется, когда и откуда деньги будут получены. В бизнес-плане детализируется реализация корпоративной стратегии и показывается, насколько осуществимо намеченное. Работа над бизнес-планом позволяет также обдумать последствия различных стратегических возможностей. В бизнес-плане общие принципы и намерения, заложенные в стратегии, преобразуются в количественные прогнозы относительно будущих действий, кадровых потребностей, потребностей в ресурсах и способов добывания ресурсов.

 

3. Оперативное планирование

Оперативное планирование затрагивает уровень конкретных задач и заданий: кто и что в ближайшее время должен делать, когда и как. Оперативный план оперирует с количествами, нормами, процедурами,  сроками выполнения и затратами. В нем указываются конкретные дела, которые должны быть сделаны за определенный период времени. Оперативное планирование может быть связано с конкретным проектом, т.е. с одноразовым мероприятием с четко установленными началом и концом (например, покупка автомобиля для пополнения автопарка или расширение компьютерной системы.) Еще. чаще. в, оперативных планах определяется деятельность подразделения, филиала или штаб-квартиры организации на предстоящие двенадцать месяцев или даже на более короткий период.

Из всех типов планирования оперативное планирование наиболее детализированное. Его целью является поиск наилучших способов достижения конкретных целей при существующих ресурсах и времени. Иначе говоря, оперативные планы должны подсказывать, как сделать что-то, имея меньше, чем хотелось бы. Принципы оперативного планирования: ориентация на реальную практику и осязаемые результаты вместо пылких деклараций, умеренные усовершенствования вместо красиво звучащих инноваций.

 

 

Hosted by uCoz